краса2

 

XVII Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи

 

 

Подготовка методической продукции к республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи, как условие эффективности методической деятельности и успешности методиста, педагога.

Данную тему рассмотрим с двух позиций: предмет методической деятельности и продукт (продукция, производство) методической деятельности.

Предметом является методическое знание. В отношении последнего методист выполняет три функции: разработка, систематизация и распространение. Сочетание данных функций и является комплексным обеспечением деятельности, если между ними будут установлены практические связи. Функция разработки методического знания может быть оценена с помощью анализа методического продукта, его различных видов и жанров, способов его получения.

Методическая продукция как отражение методического знания должна соответствовать следующим критериям:

  • научная обоснованность;
  • соответствие признакам методики: наличие стратегии, тактики, логики, техники;
  • разработанность, целостность и системность;
  • уровень универсальности (адресат);
  • масштаб и сложность рассматриваемого явления (процесс, система);
  • опережающий характер методического знания в отношении уже имеющегося (новизна), актуальность в отношении практического решения проблем, перспективность для совершенствования и развития;
  • авторский вклад в разработку знания (отражает способ получения знания: репродуцирование, модифицирование, адаптирование, методологический анализ, исследование, эксперимент).

Функция систематизации методического знания является обобщающим этапом реализации функции разработки, следовательно, эффективность ее реализации можно определить по критериям оценки качества методической продукции. В то же время реализация этой функции говорит об уровне организации работы методиста. Эта функция особенно ценна своим влиянием на педагогическую практику.

Систематизированные методические знания служат источником информации, т. е. сама систематизация выступает способом распространения методических знаний.

Функция распространения методического знания является по сути ведущей системообразующей функцией методиста. Она напрямую отражает предназначение методической деятельности – влиять на развитие практики с помощью методического знания.

Профессиональный рост методиста и его успешность пропорциональны уровню овладения новыми знаниями и новыми функциями, которые в результате воплотятся в сложный и весомый результат взаимодействия с педагогом или в новой методической продукции, новых методических знаниях.

Республиканские выставки научно-методической литературы, педагогического опыта, детского и молодежного творчества и являются демонстрацией опыта работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи по разработке и распространению методических знаний. Выставки демонстрируют все многообразие методического продукта, создаваемого в наших учреждениях.

Методическая продукция – одна из форм отражения результатов деятельности, способ выражения и распространения методических знаний, опыта, как учреждения, так и его работников.

Самые распространенные виды методической продукции: методические рекомендации и разработки, сценарные разработки, творческие проекты, образовательные программы, обобщение опыта работы, информационные и рекламные материалы, бюллетени, журналы, газеты, плакаты и другие.

Любой из видов методической продукции может быть представлен различным способом: печатный вариант (набранный на компьютере и оформленный надлежащим образом или изданный в типографии), электронный вариант, публикации в средствах массовой информации.

Подготовка методической продукции требует тщательной и кропотливой работы. А ее качество зависит от четкого планирования, адресности, актуальности, возможности повторить опыт. Как и любой вид издательской деятельности, методические материалы имеют структуру, требования к их содержанию и оформлению.

Структура методического издания:

титульный лист

краткая аннотация, в нашем случае – аннотированный перечень

содержание (оглавление)

вступление

основная часть методического материала (теоретическая и практическая часть), разбитая на главы (при необходимости – на разделы и подразделы)

заключение

литературные и другие источники

приложения, иллюстрации.

На титульном листе размещаются:

наименование вышестоящей организации;

наименование учреждения образования;

название разработки;

сведения об авторе (название должности, инициалы и фамилия);

выходные данные (год написания работы).

Наименования вышестоящей организации и учреждения образования приводятся полностью, печатаются строчными буквами (кроме заглавных) жирным шрифтом (размер шрифта 14).

Название разработки печатают прописными буквами жирным шрифтом (размер шрифта 22).

При указании сведений об авторе разработки справа указывается наименование должности,  инициалы и фамилия автора (размер шрифта 14).

Выходные данные приводятся с указанием года написания работы (жирным шрифтом, размер шрифта 14).

На обратной стороне титульного листа указывается комиссия, на заседании которой рассмотрена работа, приводится рекомендация по ее применению, дата заседания комиссии, номер протокола, подпись председателя комиссии; рецензенты.

Наличие рецензий необходимо на все виды методических разработок в случае их представления на конкурсы, для публикации в периодической печати, т.е. для дальнейшего широкого использования. Данный вид рецензий может выполняться опытными педагогами, специалистами отделов образования и т.д.

Рецензия должна содержать: наименование темы и автора методической разработки; упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений; краткий перечень основных вопросов, изложенных в методразработке; обязательную характеристику метод разработки с точки зрения ее актуальности; перечень положительных сторон метод разработки и ее основных недостатков, оценка реальной значимости метод разработки; вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или учащихся; должность и место работы рецензента, его подпись.

Рецензия прилагается к методической разработке.

В аннотации (до 10 предложений) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

В содержании последовательно располагаются заголовки всех элементов методической разработки с указанием номера соответствующей части и номера страницы. Содержание включает также перечень приложений.

Во введении (не более 0,1% от объема разработки) отражается обоснование актуальности темы, определяются области, в рамках которых проводится описание, цель и предполагаемый конечный результат работы.

Основная часть должна быть посвящена решению поставленных во введении задач и полностью раскрывать суть методической разработки.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом перед составлением методической разработки; также к заключении можно отразить вопрос перспективной работы (исследования) над данной темой.

В списке использованных источников указываются все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники. В списке использованных источников сведения об источниках печатают с абзацного отступа, нумеруют арабскими цифрами, после номера ставят точку.

Приложения (документы, чертежи, таблицы и т.д.) оформляются на отдельных листах.

Свои особенности имеет каждый вид продукции, остановимся на основных материалах, поступающих на методические выставки: рекомендации, разработки, сборники, сценарии.

Методические рекомендации как продукт методической деятельности представляют собой систему научно-методических указаний (обоснований) для педагогов, специалистов системы образования по организации и осуществлению: воспитательного (обучающего) мероприятия; отдельной или комплексной организационной формы; отдельных педагогических методов, приемов, технологий (интерактивных и игровых методов, проектной деятельности).

Методические рекомендации создаются с целью оказания помощи педагогу или коллективу в организации и проведении эффективного педагогического взаимодействия.

Структура методических рекомендаций может быть следующей:

вступительная часть, в которой даны обоснования целей и задач, принципов организации дела, возраст учащихся, материально-технического обеспечения;

основная часть отвечает на вопрос, что является предметом рекомендаций и как достигается заявленная цель (описание методов, приемов, педагогических технологий ее достижения);

заключительная часть может содержать способы организации рефлексивной деятельности учащихся по итогам состоявшего дела, советов по использованию опыта другими педагогами.

Методическая разработка содержит описание цели, задач, способов, методов, содержания деятельности в рамках конкретной организационной формы: занятия объединения по интересам, игры, конкурса, смотра, праздника, фестиваля, диспута, конференции и др.       Основой любой из названных форм является взаимодействие его участников, которое определяет структуру разработки, логику и последовательность выполнения всех действий. Как правило, методическая разработка содержит план проведения мероприятия; описание содержания дела (излагается вся информация, тексты, задания, упражнения); описание методических приемов, технологий, рекомендаций по их использованию; описание способов рефлексивной деятельности учащихся по результатам состоявшегося дела. Обязательно указываются литературные источники, интернет-ресурсы, использованные при подготовке методической разработки.

Методическая разработка как комплексная форма методической продукции может включать в себя рекомендации, методические советы, сценарии, планы и т.п.

Схема методической разработки:

название работы;

форма проведения мероприятия;

автор, должность, место работы;

объяснительная записка (предисловие, введение, вступительное слово, от авторов), где указываются цели и задачи проводимого дела, условия проведения, возраст участников, оформление, оборудование;

методические рекомендации по подготовке, ход проведения мероприятия (план, подробный сценарий дела);

методические советы организаторам (на какие особые моменты обратить внимание, как избежать ошибок, какие возможны варианты технического, музыкального, художественного оформления), советы по подведению итогов;

список использованной литературы, других источников.

приложения, иллюстративный материал (при необходимости).

В последнее время на республиканских выставках научно-методической литературы и педагогического опыта все чаще появляются сборники, которые представляют собой собрание научных, методических, информационных, творческих материалов по проведению конференций, педагогических чтений, реализации творческих проектов с учащимися и педагогами. Эти материалы содержат документы о проведении мероприятий (положения, планы, программы), тезисы выступлений, литературные тексты, сценарии, описание игр, творческих заданий, упражнений и рекомендаций по их применению, списки литературы и т.п. Структура сборников более гибкая, не является жестко регламентированной, зачастую представляет опыт работы педагогического коллектива по реализации творческого проекта, работы над единой методической темой, проведению конкурса педагогического мастерства, сборники детского творчества, сценарных разработок как итогов республиканских и региональных конкурсов.

Сценарная разработка является наиболее распространенным видом методической продукции и представляет собой подробную запись мероприятия (культурно-досугового, познавательного, образовательного, социально значимого), т.е. дословно приводятся слова ведущих, актеров, музыкальное сопровождение и тексты песен, художественное оформление, даются сценические указания.

Схема сценарной разработки может быть следующей:

название мероприятия;

автор-составитель;

адресат;

цель и воспитательные задачи;

участники – действующие лица;

материально-техническое обеспечение дела;

содержание (полный текст);

советы по организации и проведению;

литература, использованные (рекомендуемые) источники.

У авторов-составителей методической продукции иногда вызывают затруднения в подготовке аннотации, вступления, заключения, выбора иллюстративного материала, приложений. Следует отметить, что аннотация – это краткая характеристика методического продукта, которая содержит в трех-девяти предложениях основную суть материала, целевое назначение и адресат.

Вступление (предисловие, введение, вступительное слово, от автора), как правило, раскрывает основную идею, значимость методического материала в обучении, воспитании развитии учащихся, или его практическом использовании, а также позицию авторов (составителей) по отношению к основным положениям, изложенным в тексте. Заключение завершает изложение материала, оно также может нести методический аспект, его основное назначение - суммировать то, что сказано в предисловии и основной части, но ни в коем случае не повторять их.

Необходимо помнить, что в методическом издании иллюстративный материал должен выполнять дополняющую, поясняющую, эстетическую функции. Основное назначение иллюстративного материала – обеспечение наглядности того, что описано в тексте, а также в процессе подготовки и проведения дела, дополнять его. Это – наглядный комментарий мероприятия. Всегда следует оценить целесообразность включения иллюстративного материала и его соответствие теме разработки. Эстетика, наглядность, совпадение с содержанием говорят о качестве методической продукции.

Приложения к основному методическому материалу также должны пройти авторскую экспертизу на предмет целесообразности их включения. Важно учесть, что приложения не должны перегружать материал лишней информацией, ненужными данными, схемами, диаграммами и т. п. Должна быть связь приложений с текстом, их назначение – дополнять, разъяснять, углублять содержание основной части.

Отдельно следует сказать о языке и стиле изложения методических материалов. Он должен быть ясным, четким и понятным для тех, кому адресован, соответствовать принятым литературным нормам, все используемые термины должны быть безукоризненны с точки зрения Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Основные ошибки, которые допускают авторы (составители) - несоблюдение требований к выставочным материалам. Они очень конкретны и состоят в следующем:

соответствие заявленному виду методической продукции;

название должно указывать на его тему и основное содержание;

осмысливать состояние данной проблемы (вопроса) на современном этапе;

иметь конкретную адресность, точную нацеленность на определенную категорию педагогических работников, или детский актив;

быть результатом всестороннего изучения какого-либо вопроса, реализации научно-методического проекта, экспериментальной площадки, передового опыта педагогического коллектива, или отдельного педагога;

раскрывать его сущность, описывать методику, приемы, передовые технологии;

содержать ссылки на авторов, печатные и иные источники, проблемы и идеи, поднятые в материалах других авторов;

иметь список литературы и других источников, используемых в методическом издании;

быть оформленным в соответствии с требованиями к методической продукции определенного вида.

Качество методической продукции, как и эффективность деятельности методических служб учреждений дополнительного образования детей и молодежи выражается не просто в количестве изданий, но в реальных позитивных изменениях в практической деятельности и удовлетворенности практикой взаимодействия методиста и педагога.

Особую актуальность в нынешних условиях приобретает разработка каждым учреждением дополнительного образования детей и молодежи современной модели методического сопровождения педагогической деятельности, главными характеристиками которой является: мотивация педагогов к непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию; адресность методической услуги, ориентированной на личность педагога, его опыт, профессиональные интересы, знания и умения; обеспечение качественных изменений профессиональных компетенций на основе обновления теоретических знаний и совершенствования практических умений; освоение инновационных способов решения профессиональных задач.

Решению этих задач будет способствовать работа учреждений дополнительного образования детей и молодежи по подготовке материалов к участию в XVII Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи «Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения!»

Образец

Примеры оформления источников

С одним автором

Иоффе, И.Л. Проектирование процессов и аппаратов химической технологии [Текст]: учебник для ССУЗов/ И.Л. Иоффе. – Л.: Химия, 1991. – 352 с.

С двумя авторами

Баранов, Д.А. Процессы и аппараты [Текст]: учебник для ССУЗов/ Д.А. Баранов, А.М. Кутепов. – 2-е изд., стереотип. – М. ACADEMIA, 2005. – 304 с.

С тремя авторами

Скобли, А.И. Процессы и аппараты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности [Текст]: учебник для ВУЗов / А.И. Скобло, И.А. Трегубова, Ю.К. Молоканов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Химия, 1982. – 584 с.

Более трех авторов

Монтаж технологического оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов [Текст]: уч. пособие для техникумов/ И.С. Гольденберг, Л.Я. Бызер, В.М. Ашмян и др. – М.: Химия, 1967. – 380 с.

Под редакцией

Расчет и конструирование машин и аппаратов химических производств. Примеры и задачи [Текст]: уч. пособие для ВТУЗов/ Под общ. ред. М.Ф. Михалёва. – Л.: Машиностроение; Ленинградское отд., 1984. –

302 с.

Многотомное издание

Анурьев, В.И. Справочник конструктора-машиностроителя [Текст]. В 3 т./ В.И. Анурьев; под ред. И.Н. Жестковой. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2001.

Отдельный том в многотомном издании

Нефтяное оборудование [Текст]. В 6 т. Т.4. Оборудование и аппаратура для переработки нефти: каталог-справочник / Ред тома Д.Д. Абакумовский, Ф.П. Смуров. – М.: Гос. научно-техн. изд-во нефтяной и горно-топливной лит-ры, 1959. – 294 с.

Сборник статей

Совершенствование методов гидравлических расчетов водопропускных и очистных сооружений [Текст]: межвузовский научный сборник/Отв. ред Л.И. Высоцкий. – Саратов: СГТУ, 2002. – 98 с.

Название на двух языках

Арлоў, Уладзімір. Еўфрасіння Полацкая [Тэкст] = Евфросиния Полоцкая / Уладзімір Аролоў. – Мінск: Маст. літ.; МП  “Славяне”, 1992. –

222 с.

Стандарт. Под заголовком

СТБ 5.3.-2003. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации услуг химической чистки и крашения [Текст]. – Введ. 01.11.03. – Минск: БелГИСС; Госстандарт Беларуси, 2003 – 20 с.

Стандарт. Под заглавием. Текст на двух языках

Трубопроводы промышленные металлические. Часть 1. Основные положения [Текст] = Трубаправоды прамысловыя металічныя. Частка 1. Асноўныя палажэнні: СТБ ЕН 13480-1-2005. – Введ. 2005-05-30. – Идентичен европейскому ЕН 13480-1:2002, IDT. – Минск: Госстандарт, 2005. – 10 с.

Сборник стандартов

Система стандартов безопасности труда: [сборник]. – М.: Изд-во стандартов, 2002. – 102 с. – (Межгосударственные стандарты). – Содерж.: 16 док.

Правила

Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением [Текст]: утв. Госгортехнадзором СССР 27.11.87: обязат. для всех м-в, ведомств, предприятий и орг. – М.: Металлургия, 1989. – 154 с. – В надзаг.: Гос. комитет СССР по надзору за безопасным ведением работ в пр-ти и горному надзору (Госгортехнадзор СССР).

Статья из журнала

Макаров, В.М. Новые машины и аппараты. Исследования. Расчеты [Текст]/ В.М. Макаров// Химическое и нефтяное машиностроение. – 1992. - № 12. – С. 2 – 5.

Статья из газеты

Белый, С. Электроэнергетика Беларуси: настоящее и будущее [Текст]/ С. Белый // Рэспубліка. – 2005. - № 126. – с.6.

Тезисы докладов и материалы конференций

Современные методы проектирования машин. Расчет, конструирование и технология изготовления [Текст]: сборник трудов первой Международной конференции, Минск, 11-13 декабря 2002 г. / Под общ. ред. П.А. Витязя. – Минск: Технопринт, 2002. – 123 с.

Электронные ресурсы удаленного доступа

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т.В.; Web-мастер Козлова Н.В. -Электрон, дан. - М.: Рос. гос. б-ка, 1997 . - Режим доступа: шгр: //www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ. (дата использования информации)

Российский сводный каталог по НТЛ [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о зарубеж. и отечеств, кн. и зарубеж. период, изд. по естеств. наукам, технике, сел. хоз-ву и медицине, поступившие в организации-участницы Автоматизированной системы Рос. свод. кат. по науч.-техн. лит.: ежегод. пополнение ок. 30 тыс. записей по всем видам изд. - Электрон, дан. (3файла). - М., [199_]. - Режим доступа: http:/www.gpntb.ru/win/search/help/rsk.html. - Загл. с экрана.

Электронные ресурсы локального доступа

Цветков, Виктор Яковлевич. Компьютерная графика: рабочая программа [Электронный ресурс]: для студентов заоч. формы обучения геодез. и др. специальностей / В.Я. Цветков. - Электрон, дан. и прогр. - М.: МИИГАиК, 1999. - 1 дискета. - Систем, требования: IВМ РС, Windows 95, Word 6.0. -Загл. с экрана. - № гос. регистрации 0329900020.

Российская академия наук. Отделение геологии, геофизики, геохимии и горных наук. Вестник ОГГГГН РАН [Электронный ресурс] / Объед. ин-т физики Земли им. О.Ю. Шмидта Рос. Акад. наук. - Электрон, журн. - М.: ОГГГГН РАН, 1997. - 4 дискеты. - Систем, требования: от 386; Windows; 1п1егпе1-браузер кл. Netscape Navigator 3.0 и выше. - Загл. с экрана. - Пе­риодичность выхода 4 раза в год.

Internet шаг за шагом [Электронный ресурс]: [интерактив, учеб.]. - Электрон, дан. и прогр. - СПб.: ПитерКом, 1997. - 1 электрон, опт. диск (СО­КОМ) + прил. (127 с). - Систем, требования: ПК от 486 DX 66 МГц; RAM 16 Мб; Windows 95; зв. плата; динамики или наушники. - Загл. с экрана.

Требования к оформлению текста методической разработки

Оформляют разработку с применением технических средств на одной стороне листа формата А4 (210х297). Межстрочный интервал – 1,5 компьютерный.

Расстояние от левого края листа до начала текста 30 мм, от правого края не менее 8 мм, сверху и снизу – 20 мм от края листа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            При компьютерном наборе используется гарнитура шрифта Times New Roman, размер – 14.

Шрифт печати должен быть прямым, четким, черного цвета, одинаковым по всему тексту. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях. Для этого можно применять: разное начертание шрифта (курсивное, полужирное, курсивное полужирное), выделение с помощью подчеркивания и др. Запрещается использование средств редактирования и форматирования текста (уплотнение, коррекция интервалов, полей и т. п.).

Абзацы в тексте начинают отступом, равным 12,5 мм.

Заголовки структурных частей к работы «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» печатают прописными буквами, выравнивание – по центру, шрифт жирный.

Текст разработки при необходимости разделяют на главы, пункты, подпункты и абзацы.

Главы нумеруются арабскими цифрами, после которых точка не ставится, и записываются с абзацного отступа.

Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и записываются с абзацного отступа.

Подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа. Номер подпункта включает номер пункта и номер подпункта, после которых ставятся точки. Нумерация пунктов должна быть сквозной для всей работы.

Абзацы не нумеруются.

Если глава состоит из одного пункта, он также нумеруется.

«СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» не имеют номеров.

Главы должны иметь заголовки, которые должны четко и кратко отражать их содержание. Пункты и подпункты могут иметь заголовки при необходимости. Заголовок печатается с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, то они разделяются точкой. В заголовках не допускается перенос слов на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.

Расстояние между заголовками и текстом должно иметь полуторный компьютерный интервал.

Расстояние между заголовками раздела и подраздела – одинарный компьютерный интервал.

Две строчки заголовка отделяются друг от друга расстоянием точно 14 пт.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждой позицией перечисления, выделенной абзацным отступом, дефис и никакой другой знак не ставится. Абзацный отступ используют только в первой строке, вторую строку приводят без абзацного отступа. После перечисления, кроме последнего, ставится точка с запятой.

Каждый раздел работы рекомендуется начинать с нового листа.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами без каких-либо знаков препинания. Номера страниц проставляются внизу справа. Титульный лист включается в общую нумерацию. На титульном листе номер не ставится.

Лист «Аннотированный перечень материалов» размещается между титульным листом и листом «Содержание» и не нумеруется.

Нумерация листов работы и приложений, входящих в нее, должна быть сквозная.

Ссылки в тексте на использованные источники даются в соответствии с номером в списке источников. Ссылка оформляется следующим образом: после использования источника ставится квадратная скобка, указывается порядковый номер источника и через запятую буква «с» и номер страницы источника, на которую делается ссылка, после чего опять ставится квадратная скобка, например [8, с.25]. Если нужно сделать ссылку на несколько источников без обозначения страниц, то разделителем между ними будет служить точка с запятой, например [6; 8; 12; 15]. Если ссылка делается на несколько источников с обозначением страниц, то ссылка будет выглядеть следующим образом: [5, с.68; 12, с.24].

 

 

 

ресурсный центр

20 лет

Ресурсный  центр12

проект1

экологический менеджмент

tyui

Голосование

Что бы Вы хотели видеть на сайте гимназии?
 



Кто онлайн

Сейчас 489 гостей онлайн

  • агурьянова
  • бабинский
  • белусь
  • белусь в
  • васюченок
  • величко
  • волкова
  • воронецкая
  • дударенок
  • киркилевич
  • кроп
  • либик
  • липская
  • лукша
  • мархель
  • мацкевич
  • сачивко
  • селях
  • тихан
  • шпак
  • шукель
  • курец

Новые комментарии

Погода в городе

Метеонова - прогноз погоды на 14 дней

sm.aspx mir.pravo.by

minedu BRSM

adu.by edu.by
vitebsk-region.gov.by pravo.by
braslav_rai braslav_roo