ХОЧУ БЫТЬ КАК… ИЛИ ВЫБОР ОТ «ПРОТИВНОГО»

Кто не мечтал в детстве подобно героям любимых книг и фильмов стать знаменитым сыщиком, отважным разведчиком, бесстрашным путешественником или лётчиком? Каждому человеку свойственно стремление к уподоблению, поиску объекта поклонения, отождествлению себя с кем-то более сильным, умным, красивым. На том или ином этапе жизненного пути он сотворяет себе кумира, пытается следовать какому-нибудь примеру, хочет быть таким, как…

Несмотря на внешнее сходство, подражание на разных возрастных этапах объясняется по-разному. Младенец, копируя движения и звуки голоса взрослого, устанавливает первый контакт с окружающими, дошкольник – пытается проникнуть в смысл человеческой деятельности. Подражание подростка направлено на идентификацию себя с конкретной, значимой для него личностью. У взрослых людей оно выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности.

Часто подражание кому-либо играет решающую роль в выборе профессии.

КАК ПАПА…

Своим родителям дети стремятся подражать чаще, чем другим взрослым. В результате ребёнок лучше усваивает именно их поведение. Если родитель увлечён своей профессией и сможет в дальнейшем поддержать и развить интерес к ней, то у ребёнка есть шанс действительно заинтересоваться и продолжить дело отца, матери, дедушки или бабушки. Таким образом создаётся трудовая династия.

КАК ДРУГИЕ…

Кроме родителей, образцом для подражания может стать и любимая учительница, и яркая историческая личность, и звезда эстрады, и политический деятель. К окончанию школы желание подражать обычно уступает место другим мотивам выбора профессии и поиску новых объектов поклонения.

Желание быть похожим на кого-то – один из существенных мотивов выбора профессии. Поэтому молодым людям очень важно уяснить для себя, что же именно так привлекает в кумире: его профессиональные достижения или яркие личностные особенности? Это позволит избежать ошибки в определении настоящего мотива выбора профессии.

ВЫБОР ОТ «ПРОТИВНОГО»

Часто родители и многочисленные родственники смотрят с надеждой на подростка, уже видя в нём достойного продолжателя традиционного для семьи дела или реализатора родительских замыслов. И вроде бы ничто не мешает прислушаться к советам и постараться оправдать их надежды. Что же побуждает к отказу от готовых, хотя и не всегда лёгких, вариантов будущего? Движущей силой такого решения является иррациональный, неразумный протест, истинные причины которого могут быть неясны самому ребёнку. Это так называемый протест ради протеста.

У каждого человека условия жизни разные, и не всегда за отказом следовать родительскому примеру стоит отрицание ценности их профессионального пути. Поведение «вразрез» может быть вызвано желанием уйти из домашнего круга во внешний мир, избавиться от родительской опеки, расстаться с закреплённой жизненной моделью родителей и найти для себя новые формы самореализации вне семьи, что весьма характерно для подросткового возраста.

НЕ ХОЧУ БЫТЬ ТАКИМ ЖЕ!

Отказ от родительского примера иной раз подготавливается самими родителями. Часто родители, неудовлетворённые сложившейся жизнью и выбранной профессией, невольно развивают у детей убеждение, что предлагаемые пути бессмысленны и не сулят ничего, кроме разочарований. Реальность действует гораздо сильнее слов, когда, желая стать образцом для подражания, отец говорит сыну или дочери: «В твоём возрасте я работал! Я делал то, я делал это…». Либо призывает: «Подумай о будущем! Нужно приложить все усилия, чтобы не остаться без работы. Кем ты станешь? Бери пример со своего отца!». Однако подросток видит ориентиром мало зарабатывающего и безмерно уставшего человека. Юноша или девушка, полные интереса к жизни, вряд ли воспользуются таким примером. И стоит ли их в этом винить?

Данная ситуация весьма распространена и в обратном случае, когда родители стали известными, а то и знаменитыми как в своём профессиональном кругу, так и за его пределами. Иногда блестящая карьера кого-то из близких приводит к тому, что подросток, несмотря на соответствующие способности, испытывает страх от перспективы стать лишь тенью своего успешного родственника и никогда не обрести собственную индивидуальность.

А ЕСЛИ Я НЕ СМОГУ?

На выбор «от противного» может влиять не только желание утвердить своё «Я», но и стремление избежать неудачи. Главной причиной такой мотивации бывает заниженная оценка собственных способностей. Низкая самооценка часто формируется под воздействием семьи и ближайшего окружения (авторитарные родители постоянно внушают ребёнку, что он мало на что годен и почти не имеет ярко выраженных способностей). От боязни не соответствовать родительским ожиданиям обычно и выступает на первый план мотивация избегания неудач.

В «ТИХОМ» СЕМЕЙНОМ ОМУТЕ

Не всегда протест выражается прямо. Не все могут или хотят говорить с родными о собственных взглядах на своё профессиональное будущее. Часто не облечённые в точные слова взаимные претензии и недовольство приобретают характер конфликта между поколениями. В такой борьбе бывают «все средства хороши». И выбор профессии для подростка становится не серьёзной темой для размышления, а способом ещё раз показать родственникам свою позицию «против».

Случается, что конфликт так обостряется, что грозит перерасти в настоящую войну. В этих условиях стоит задуматься обеим сторонам. Необходимо разобраться, не решаются ли в форме данного столкновения совершенно другие проблемы. Похвально, если ваш ребёнок отстаивает свой собственный взгляд на профессиональное будущее. Но важно, чтобы он не попал в ловушку «протест против протеста». Такой эмоциональный шантаж не говорит ни о зрелости личности, ни о самостоятельности в поисках призвания. Ведь выбор профессии связан не столько с текущим моментом, сколько с предстоящей взрослой жизнью.

В ИТОГЕ…

У каждого есть возможность решать, какой дорогой идти и какую профессию выбрать. Такой выбор редко делается единожды. И взрослые люди меняют свои цели, установки, даже если в конечном итоге они и приводят к профессии, что была той самой «противной», от которой шёл выбор.

Помогите подростку понять себя самого, понять причину своего протеста, собственные желания и склонности. Протест – объективно необходимая стадия развития свободного человека. Умение отстаивать своё мнение, приводить доводы в его защиту и отличает серьёзный протест от протеста стихийного, подготавливает почву для диалога. И возможно, вы, услышав зрелые рассуждения своего ребёнка, получите возможность увидеть не своевольного подростка, а человека с самостоятельными планами на будущее.

 

ресурсный центр

20 лет

Ресурсный  центр12

проект1

экологический менеджмент

tyui

Голосование

Что бы Вы хотели видеть на сайте гимназии?
 



Кто онлайн

Сейчас 463 гостей онлайн

sm.aspx mir.pravo.by

minedu BRSM

adu.by edu.by
vitebsk-region.gov.by pravo.by
braslav_rai braslav_roo